Полезные статьи

Розовый октябрь

2025-10-07 13:15
Знаете ли вы, почему во всем мире онкоактивисты называют октябрь «розовым» месяцем? Дело в том, что в этом месяце их основные усилия направлены на повышение осведомленности о раке молочной железы, а символом этого вида рака является розовая ленточка.
История этого символа началась в американском городе Сими-Вэлли, штат Калифорния, в 1991 г. Местная жительница Шарлотта Хейли (1923-2014) стала раздавать в бакалейной лавке ленточки персикового цвета вместе с открытками, на которых она написала следующий текст: «Годовой бюджет Национального института рака составляет 1,8 миллиарда долларов, и только 5 процентов из них идет на предотвращение рака. Помогите нам разбудить наших законодателей и Америку, надев эту ленточку». Это была сугубо частная инициатива, и Хэйли не представляла какую-либо организацию. Заметим, что ленточка и раньше использовалась в США для привлечения общественного внимания к определенным проблемам. Так, в 1979 г. Пенни Лэйнген, муж которой был захвачен в заложники в Иране, обвязала желтыми ленточками деревья в своем саду. Как она объяснила репортерам, они символизировали ее желание вернуть мужа домой. В знак солидарности многие американцы повесили желтые ленточки и в своих дворах. Так впервые в истории ленточка стала использоваться в символической функции. 11 лет спустя, в 1990 г. активисты общества по борьбе со СПИДом начали использовать в своих кампаниях ленточку красного цвета. А год спустя, как мы помним, свою ленточку создала Шарлотта Хэйли. Что касается мотивации к выбору именно персикового цвета, она осталась невыясненной. Зато известна причина, побудившая миссис Хэйли обратить внимание общественности на рак молочной железы. Им страдали ее бабушка, сестра и дочь, и она не понаслышке знала, насколько тяжелым может быть этот опыт и как важно иметь возможность предотвратить развитие этого заболевания.
Инициатива Ш. Хэйли оказалась резонансной, и в 1992 г. Александра Пенни, редактор журнала Self, попросила у нее разрешение на использование созданного ей символа в специальном номере, посвященном кампании по повышению осведомленности о раке груди. Хейли разрешения не дала, сочтя желание Пенни слишком «корпоративно ориентированным». Тогда Пенни заменила персиковый цвет на розовый и организовала раздачу ленточек в магазинах косметики Нью-Йорка. В дальнейшем появилась целая линейка розовых продуктов, а идея использования цветных ленточек для онкокампаний получила мощную поддержку. В настоящее время используется уже 57 ленточек разных цветов. Наряду с розовой для рака груди, есть оранжевая для лейкемии, голубая для рака простаты, белая или жемчужная для рака легких, серая для рака мозга, черная для рака кожи и т.д. Но именно первая, розовая, стала наиболее узнаваемым символом борьбы с раком во всем мире. Она символизирует надежду, сострадание и солидарность с теми, кто страдает от этого заболевания.
Несмотря на то, что розовая ленточка хорошо зарекомендовала себя как средство повышения онкоосведомленности и продвижения идеи о важности ранней диагностики, далеко не все разделяют энтузиазм по поводу ее использования. С критикой этого символа выступает множество онкоактивистов. По их мнению, она «приуменьшает значимость того, что на самом деле является ужасным, уродующим и смертельным»[i]. Символизм розовой ленточки слишком абстрактен и предельно отдален от неприглядной реальности рака. Ленточка лишь напоминает нам о существовании этого заболевания, но она полностью игнорирует его телесную природу, препятствуя глубинному проникновению в суть проблемы и формированию эмоциональной вовлеченности в ее решение. Кроме того, как заявляют онкоактивисты, она способствует неуместной эстетизации серьезнейшего заболевания. Эффективный визуальный образ должен согласовываться с телесной сущностью рака.
Еще один популярный аргумент против розовой ленточки заключается в том, что в настоящее время она все чаще используется в коммерческих целях. Кампании, занимающиеся производством самой разной продукции, используют ее в своей рекламе, заявляя о намерении оказать поддержку больным раком, а на самом деле лишь стремясь заработать себе репутацию благотворителей. Налажено производство целых серий розовых продуктов, среди которых есть предметы столь абсурдные, как розовые кеды, кухонные миксеры и даже картонные ведерки для куриных крылышек. Подобная продукция не просто тривиализирует рак. Ее сбыт воспринимается многими как нечто аморальное, как «продажа выживаемости»[ii].
Еще в 2002 г. было создано движение Think Before You Pink (буквально «Подумайте, прежде чем розоветь»). Его активисты придумали термин pinkwashing (буквально «промывка розовым»), очевидно, по аналогии с brainwashing (общеизвестное «промывание мозгов»). Под pinkwashing они понимают порочную практику получения прибыли от продажи розовых изделий под видом поддержки программ по борьбе с раком молочной железы[iii]. Особенно цинично в этом контексте выглядят попытки использования розового цвета и размещения розовой ленточки на продуктах и товарах, которые содержат химические вещества, вызывающие рак.
Активисты призывают к полному отказу от использования розовых ленточек и к их замене более реалистичными, пусть и пугающими, образами. А как относитесь к ним вы? Нужно ли запретить эту хорошо работающую символику или все же следует направить усилия на борьбу с коммерческой эксплуатацией рака?
_____________________________
[i] DeShazer, M.K. Mammographoes. The Cultural Discourses of Breast Cancer Narratives. Ann Arbor: Univ. of Michigan Press, 2013.

[ii] Sulik, G. Pink Ribbon Blues: How Breast Cancer Culture Undermines Women’s Health. Oxford: Oxford Univ. Press, 2012.

[iii] См.: https://www.bcaction.org/about-think-before-you-pink/