Полезные статьи

Новый медиа-тренд: селебрити-рак

Новый медиа-тренд: селебрити-рак

Рак называют «обычным заболеванием, которое встречается у необычных людей»[i]. Их необычность заключается в том, что они широко известны благодаря постоянному присутствию в медиапространстве и имеют значительное число почитателей и последователей. Это так называемые «селебрити» – актеры, спортсмены, политики, блогеры, участники реалити-шоу – все те, кто задает современные стандарты качества жизни.

Феномен селебрити рассматривается учеными как важнейший компонент современной западной культуры. В первую очередь, он связан с такой базовой ее ценностью, как демократия: любой человек может добиться известности, приложив для этого определенные усилия. Кроме того, он отражает присущий этой культуре индивидуализм, помещая отдельную личность в центр всеобщего внимания и превращая ее в объект поклонения. Немаловажно и то, что селебрити являются продуктом культуры потребления. Их называют «фабриками грез», которые производят желания, мечты и устремления, стимулируя потребление предметов роскоши и услуг премиум-класса[ii]. Одновременно с этим, селебрити сами могут рассматриваться как товар, потребляемый широкой публикой на протяжении определенного времени, а затем заменяемый на новый, более модный и актуальный.

Таким образом, селебрити – это явление весьма неоднозначное. Их критикуют за то, что они получают свой статус благодаря тому, кем являются, а не тому, чего достигли. По словам известного американского историка Дэниэла Бурстина, они «знамениты лишь своей знаменитостью»[iii]. Именно поэтому слово «селебрити» постепенно становится уничижительным.

И все же, несмотря на их сомнительную социокультурную ценность, за селебрити признается способность менять общество к лучшему. Они выносят в публичную сферу сугубо частные проблемы и делают их предметом широкого обсуждения. В их число попадают проблемы со здоровьем, в том числе, и онкологические заболевания. Так и появляется селебрити-рак – практика публичного заявления о наличии онкозаболевания и обсуждения опыта его переживания. В числе селебрити, проявивших себя в этой сфере, – Патрик Суэйзи, Анджелина Джоли, Бен Стиллер, Кайли Миноуг, Синтия Никсон, Джо Байден и многие другие.

Специалисты выделяют несколько важных аспектов селебрити-рака. Во-первых, он способствует повышению онконастороженности у населения. Любая информация о диагностированном у селебрити раке вызывает острый интерес, который заставляет людей искать данные об этом заболевании, принимать превентивные меры (например, отказываться от вредных привычек) и обращаться к специалистам для проведения диагностических процедур. В результате вероятность выявить рак на ранней стадии, а следовательно и шанс повысить выживаемость, резко возрастает. Для обозначения этого явления существует даже специальный термин «эффект Анджелины Джоли», в память об истории с превентивной мастэктомией, которой актриса сумела обеспечить широкий резонанс. Во-вторых, селебрити отводится ведущая роль в борьбе со стигматизацией рака. Широкое обсуждение их заболевания в СМИ способствует развенчанию сложившихся мифов и устоявшихся стереотипов. В-третьих, селебрити-рак обладает значительным образовательным потенциалом. Он может использоваться для того, чтобы информировать людей об особенностях того или иного вида рака, возможностях его диагностики и лечения, выборе правильной стратегии сохранения здоровья. Кроме того, он помогает онкобольным и их близким адаптироваться к своей новой реальности, получить полезные советы и рекомендации. Что особенно важно, он дает людям возможность увидеть в раке общего, а не своего личного, врага[iv], что помогает им преодолеть психологический кризис. Селебрити-рак имеет и выраженный политический аспект. Культурный капитал, которым располагают селебрити, позволяет им инициировать кампании по борьбе с раком, бороться за качество медицинских услуг, оказывать давление на правительство с целью повышения финансирования в области исследования рака.Ярким примером здесь служат Бетти Форд и Нэнси Рейган, жены бывших президентов США, которые использовали свой селебрити статус для защиты прав онкопациентов.

Есть, однако, и те, кто критикует селебрити-рак. Некоторые считают, что этот тренд удовлетворяет нездоровую потребность в вуайеризме, предоставляя людям доступ к очень частной проблеме. По мнению других, селебрити-рак порождает ощущение обреченности: если онкологические заболевания встречаются даже у богатых и знаменитых, с их практически неограниченными возможностями, чего тогда ждать простому человеку? Другая проблема заключается в том, что, рассказывая публике о своем онкоопыте, селебрити могут невольно рекламировать малодоступные медицинские процедуры, которые даже не являются строго необходимыми, что может вызвать определенную социальную напряженность. Иногда селебрити подозревают в наличии финансовой заинтересованности в рекламировании определенных медицинских услуг, например, проведения генетического анализа. И, наконец, они могут предоставлять публике информацию, которая противоречит существующим медицинским протоколам и является вредной. Например, они могут быть сторонниками народной медицины, которая отвергает любые формы хирургических вмешательств и лекарственной терапии.

Тем не менее, на западе селебрити-рак считается полезным медиа-трендом. Для усиления его образовательного потенциала предлагается особая пятишаговая стратегия его освещения в СМИ: 1) использование истории селебрити для привлечения внимания к определенному виду рака 2) предоставление научно обоснованной информации о нем 3) описание существующих протоколов лечения 4) изложение мнений специалистов-онкологов 5) ссылки на авторитетные медицинские источники.
[i] Berman M., Boguski M., Tabatsky D. Reimagining women’s cancers: The celebrity diagnosis guide to personalized treatment and prevention. Deerfield Beach, Health Communications Inc., 2016.

[ii] Redmond S. Celebrity and the media. London, Bloomsbury Academic, 2013.

[iii] Boorstin D. The image: A guide to pseudo-events in America. New York, Atheneum, 1971.

[iv] Beck Ch.S., Chapman S.M., Simmons N. Celebrity health narratives and the public health. Jefferson, McFarland & Co., 2015.
Made on
Tilda